ФОРСАЙТ-СЕССИИ: ИССЛЕДОВАНИЯ, МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ, ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Авторы

  • Елизавета Владимировна Зацепина УО «Брестский государственный технический университет»

DOI:

https://doi.org/10.36773/1818-1112-2025-136-1-203-210

Ключевые слова:

форсайт, форсайт-сессия, технологии стратегического управления, методология м практика форсайта

Аннотация

В статье приводится обоснование важности проведения форсайт-сессий в сфере подготовки будущих специалистов, осуществляющих свою деятельность в области развития маркетинга и инноваций. Форсайт-сессия представляет собой метод прогнозирования и планирования будущего, основанный на коллективном обсуждении и анализе различных сценариев развития событий. В ходе форсайт-сессии участники генерируют идеи, обсуждают возможные риски и перспективы, а также разрабатывают стратегии действий для достижения поставленных целей.

Посредством полевого исследования сделан вывод о необходимости осуществления форсайта как постоянного процесса, сопровождающего движение компании в неопределенное будущее, наряду с этим выявлена недостаточность инструментария для его практического применения. С целью формирования и закрепления стратегических компетенций студентов, а также последующего совершенствования методологии исследования и реализации форсайта, в статье описываются результаты апробирования методики проведения форсайт-сессии при работе проектных команд в рамках научного мероприятия в учреждении высшего образования.

Форсайт-сессия позволила студентам получить навыки прогнозирования и планирования, которые будут полезны в их будущей профессиональной деятельности, чтобы лучше понимать тенденции развития рынка и его ключевых потребностей.

Апробация методики проведения форсайт-сессии показала следующие результаты: студенты активно участвовали в обсуждении и генерировали новые идеи; получили практические навыки прогнозирования и планирования перспективной маркетинговой деятельности; повысили мотивацию к изучению тенденций развития рынка и потребностей клиентов; научились работать в команде, слушать и слышать друг друга, находить компромиссы и принимать решения на основе консенсуса; активизировали коммуникативные навыки, поскольку были вынуждены общаться друг с другом, чтобы достичь поставленных целей.

Биография автора

Елизавета Владимировна Зацепина, УО «Брестский государственный технический университет»

Кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики, маркетинга, инвестиций УО «Брестский государственный технический университет», Брест, Беларусь.

Библиографические ссылки

Зацепина, Е. В. Конкурентоспособность и экологические аспекты управления маркетингом организации / Е. В. Зацепина // Эколого-экономические и организационно-управленческие аспекты в решении задач оптимального функционирования водохозяйственных систем : монография / А. А. Волчек, Ан. А. Волчек, Н. В. Дорогокупец [и др.]. – М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2021. – Раздел 5. – С. 125–150.

Зацепина, Е. В. Повышение конкурентоспособности Брестского региона / Е. В. Зацепина, Е. И. Кисель, Н. Г. Надеина // Актуальные проблемы современных экономических систем Брестского региона : монография / М-во образования Респ. Беларусь, Брест. гос. техн. ун-т ; А. Г. Проровский [и др.]. – Брест : БрГТУ, 2023. – С. 88–102.

Чуланова, О. Л. Форсайт-сессии как инновационный инструмент стратегического управления и работы проектных команд / О. Л. Чуланова // Материалы Афанасьевских чтений. – 2018. – №1 (22). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/forsayt-sessii-kak-innovatsionnyy-instrument-strategicheskogo-upravleniya-i-raboty-proektnyh-komand (дата обращения: 08.10.2024).

Zatsepina, E. V. Foresight: methodological and practical aspects = Форсайт: методологические и практические аспекты / E. V. Zatsepina, E. G. Churlei // Vestnik of Brest State Technical University. – 2023. – № 3 (132). – P. 93–98.

Innovations as sustainable competitive advantages in the digital economy: substantiation and forecasting / Khuta Gumba, S. Uvarova, S. Belyaeva, V. Vlasenko // XXII International Scientific Conference Energy Management of Municipal Facilities and Sustainable Energy Technologies (EMMFT-2020) : E3S Web of Conferences 244, 10011 (2021). – 2021. – Vol. 244. – DOI: 10.1051/e3sconf/202124410011.

Фролова, Л. Особенности форсайта / Л. Фролова. – URL: http://fb.ru/article/147529/forsayt---eto-novyiy-metod-postroeniya-buduschegoosobennosti-forsayta (дата обращения: 08.10.2024).

Зацепина, Е. В. Форсайт как инструмент обеспечения экономической безопасности / Е. В. Зацепина, Э. Г. Чурлей // Тенденции экономического развития в XXI веке : материалы VІ Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 25-летию экон. фак. БГУ, Минск, 28–29 февр. 2024 г. : в 2 ч. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: А. А. Королёва (гл. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2024. – Ч. 1. – С. 644–646.

Зацепина, Е. В. Формирование системы управления стратегическим маркетингом про-изводственных организаций : дис. … канд. экон. наук : 08.00.05 / Е. В. Зацепина. – Минск, 2023. – 188 л.

Мирчук, М. В. Форсайт – инновационный инструмент моделирования будущего / М. В. Мирчук. – URL: https://sites.google.com/a/mosmetod.ru/forsajt-sessia-effektivnye-tehnologii-uspeha/home (дата обращения: 10.10.2024).

Van Der Duin Patrick. Foresight in Organizations: Methods and Tools / Patrick Van Der Duin. – 1st Edition. – New York : Routledge, 2016. – 268 p. – DOI: 10.4324/9781315728513.

Зацепина, Е. В. Стратегический маркетинг и управление человеческими ресурсами производственной организации / Е. В. Зацепина // Национальные экономические системы в контексте трансформации глобального экономического пространства : сборник науч. трудов / под общ. ред. З. О. Адамановой. – Симферополь : ИП Хотеева Л. В., 2024. – Вып. 10. – С. 230–233.

Vergragt, P. J. Backcasting for sustainability: Introduction to the special issue / P. J. Vergragt, J. Quist // Technological Forecasting & Social Change. – 2011. – № 78 (5). – P. 747–755. – DOI: 10.1016/j.techfore.2011.03.010.

Форсайт-сессия «Маркетинг будущего» / Официальный сайт Брестского государственного технического университета. – URL: https://www.bstu.by/news/109-universitet/1721-forsajt-sessiya-marketing-budushchego (дата обращения: 11.10.2024).

Чурлей, Э. Г. Формирование системы информационно-аналитического обеспечения маркетингового анализа на предприятии / Э. Г. Чурлей // Журнал Белорусского государственного университета. Экономика = Journal of the Belarusian State University. Economics. – 2022. – № 2. – С. 64–80.

Епифанова, Н. Ш. От форсайт-исследований к форсайт-организациям / Н. Ш. Епифанова // Russian Journal of Economics and Law. – 2011. – № 4. – С. 143–147.

Зацепина, Е. В. Методика сканирования горизонтов управления стратегической конкурентоспособностью организации / Е. В. Зацепина // Актуальные проблемы современных экономических систем – 2023 : сборник научных трудов / М-во образования Респ. Беларусь, Брест. гос. техн. ун-т ; редкол.: А. Г. Проровский [и др.]. – Брест : БрГТУ, 2023. – С. 72–78.

Facing the future: Scanning, synthesizing and sense-making in horizon scanning / Totti Könnölä, Ahti Salo, Cristiano Cagnin [et al.] // Science and Public Policy. – 2012. – Vol. 39, iss. 2. – P. 222–231. – DOI: 10.1093/scipol/scs021.

Бушуева, И. П. Разработка карты HR-трендов и технологий / И. П. Бушуева, Е. А. Андреева, А. Д. Крюкова // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2021. – № 2. – С. 46–50.

Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг, В. Вонг, Д. Сондерс. – 5-е изд. – М. : Вильямс, 2015. – 752 с.

Borden, N. The Concept of the Marketing Mix / N. Borden // Strategic Management Journal. – 1990. – № 11. – P. 71–84.

Загрузки

Опубликован

2025-03-17

Как цитировать

(1)
Зацепина, Е. В. ФОРСАЙТ-СЕССИИ: ИССЛЕДОВАНИЯ, МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ, ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. Вестник БрГТУ 2025, 203-210.