МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ
DOI:
https://doi.org/10.36773/1818-1112-2024-133-1-48-52Ключевые слова:
состав гидрофобный профилактический, моделирование рабочего процесса распределения, асфальтобетонное покрытие, оптимальная толщина слоя покрытияАннотация
Изменения температуры окружающего воздуха, сопровождающие эксплуатацию автомобильных дорог в осенне-весенний период, приводят к разрушительным процессам в конструкциях покрытий вследствие циклического промерзания и оттаивания их конструктивных элементов. При этом повышенная влажность и водонасыщение конструктивных слоев при низких температурах приводят к переходу влаги из жидкого состояния в кристаллообразное, а следовательно, возникновению значительных сил, под действием которых происходит разрушение структуры материала и разуплотнение земляного полотна и дорожных одежд. Попадая в поры материала, вода приводит к отслаиванию пленки вяжущего от поверхности каменного материала, что в конечном итоге приводит к гидратации объемного битума, а также к разрушению полярных связей в структуре асфальтобетона. Такое разрушающее воздействие воды, старение битумных вяжущих и их нестабильный групповой состав, воздействие колес транспортных средств, а также низкая водостойкость при длительном насыщении – это те основные факторы, которые обуславливают начало шелушения и выноса из поверхностных слоев асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги мелких частиц материала. В дальнейшем данные процессы приводят к преждевременной потере автомобильной дорогой ее эксплуатационных свойств и необходимости проведения ремонтных мероприятий.
Для защиты асфальтобетонных автомобильных дорог в Республике Беларусь от разрушающего воздействия рассмотренных выше факторов необходимо выполнять разработку и осуществлять внедрение новых технологий. Авторами разработан «Гидрофобный состав для профилактической обработки асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог», который и является одним из возможных вариантов защиты.
Экспериментальные данные, используемые при написании статьи были получены в рамках реализации инновационного проекта «Гидрофобный состав для профилактической обработки асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог» при финансировании Государственным комитетом по науке и технологиям в ДРСУ-149 КПРСУП «Гомельоблдорстрой» на участке автомобильной дороги четвертой технической категории Н-4321 «Стрешин – Нижняя Олба» протяженностью 2000 м.
В статье представлена теоретическая и экспериментальная взаимосвязь технологических режимов распределения состава гидрофобного профилактического с конструктивными особенностями и техническими характеристиками распределительного устройства, это позволило разработать модернизированную конструкцию устройства для распределения и с помощью моделирования определить и оптимизировать его технические и эксплуатационные характеристики в зависимости от параметров технологического процесса профилактической обработки.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2024 УО "Брестский государственный технический университет"
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы предоставляют материалы на условиях лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. Пользователи не вправе препятствовать другим лицам выполнять действия, разрешенные лицензией.