МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Авторы

  • Дмитрий Игоревич Бочкарев УО «Белорусский государственный университет транспoрта»
  • Вадим Владимирович Петрусевич УО «Белорусский государственный университет транспoрта»

DOI:

https://doi.org/10.36773/1818-1112-2024-133-1-48-52

Ключевые слова:

состав гидрофобный профилактический, моделирование рабочего процесса распределения, асфальтобетонное покрытие, оптимальная толщина слоя покрытия

Аннотация

Изменения температуры окружающего воздуха, сопровождающие эксплуатацию автомобильных дорог в осенне-весенний период, приводят к разрушительным процессам в конструкциях покрытий вследствие циклического промерзания и оттаивания их конструктивных элементов. При этом повышенная влажность и водонасыщение конструктивных слоев при низких температурах приводят к переходу влаги из жидкого состояния в кристаллообразное, а следовательно, возникновению значительных сил, под действием которых происходит разрушение структуры материала и разуплотнение земляного полотна и дорожных одежд. Попадая в поры материала, вода приводит к отслаиванию пленки вяжущего от поверхности каменного материала, что в конечном итоге приводит к гидратации объемного битума, а также к разрушению полярных связей в структуре асфальтобетона. Такое разрушающее воздействие воды, старение битумных вяжущих и их нестабильный групповой состав, воздействие колес транспортных средств, а также низкая водостойкость при длительном насыщении – это те основные факторы, которые обуславливают начало шелушения и выноса из поверхностных слоев асфальтобетонного покрытия автомобильной дороги мелких частиц материала. В дальнейшем данные процессы приводят к преждевременной потере автомобильной дорогой ее эксплуатационных свойств и необходимости проведения ремонтных мероприятий.

Для защиты асфальтобетонных автомобильных дорог в Республике Беларусь от разрушающего воздействия рассмотренных выше факторов необходимо выполнять разработку и осуществлять внедрение новых технологий. Авторами разработан «Гидрофобный состав для профилактической обработки асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог», который и является одним из возможных вариантов защиты.  

Экспериментальные данные, используемые при написании статьи были получены в рамках реализации инновационного проекта «Гидрофобный состав для профилактической обработки асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог» при финансировании Государственным комитетом по науке и технологиям в ДРСУ-149 КПРСУП «Гомельоблдорстрой» на участке автомобильной дороги четвертой технической категории Н-4321 «Стрешин – Нижняя Олба» протяженностью 2000 м.

В статье представлена теоретическая и экспериментальная взаимосвязь технологических режимов распределения состава гидрофобного профилактического с конструктивными особенностями и техническими характеристиками распределительного устройства, это позволило разработать модернизированную конструкцию устройства для распределения и с помощью моделирования определить и оптимизировать его технические и эксплуатационные характеристики в зависимости от параметров технологического процесса профилактической обработки.

Биографии авторов

Дмитрий Игоревич Бочкарев, УО «Белорусский государственный университет транспoрта»

Кандидат технических наук, доцент, декан строительного факультета, УО «Белорусский государственный университет транспoрта», г. Гомель, Республика Беларусь.

Вадим Владимирович Петрусевич, УО «Белорусский государственный университет транспoрта»

Магистр технических наук, доцент кафедры «Военно-специальная подготовка», УО «Белорусский государственный университет транспoрта», г. Гомель, Республика Беларусь.

Загрузки

Опубликован

2024-04-18

Как цитировать

(1)
Бочкарев, Д. И.; Петрусевич, В. В. МОДЕЛИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ. Вестник БрГТУ 2024, 48-52.