МЕДИЦИНСКИЙ ТУРИЗМ И ФАКТОРЫ ЕГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
DOI:
https://doi.org/10.36773/1818-1112-2025-136-1-183-188Ключевые слова:
медицинский туризм, маркетинг здравоохранения, экспорт медицинских услугАннотация
В статье проведен критический анализ подходов к определению медицинского туризма, в результате которого сделан вывод о целесообразности разграничения медицинского, лечебно-оздоровительного и оздоровительного туризма. Выполнен анализ динамики мирового рынка медицинских услуг, с учетом прогнозов его развития до 2029 года, на основе которого дана оценка привлекательности данного рынка в связи с его быстрым ростом, и отставании Республики Беларусь от общемировых трендов. В целях поиска драйверов роста доли Беларуси в обслуживании мирового спроса на медицинские услуги в статье исследован опыт стран, демонстрирующих наибольший рост экспорта медицинских услуг в последние годы. Выявлены факторы, которые способствовали повышению привлекательности этих стран как объектов медицинского туризма, такие как высокий уровень качества медицинских услуг в отдельных направлениях; конкурентоспособные цены; возможность совмещения лечения с отдыхом и развлечениями. Определено, что одним из важнейших драйверов является активное продвижение национальных клиник на зарубежных рынках, в том числе при участии государственных органов управления. Это, в свою очередь, предопределило необходимость анализа продвижения услуг белорусской медицины в сети Интернет, который показал его недостаточность, а также такие черты, как использование в продвижении медицинского туризма внутренних посредников и ограниченное предложение услуг, связанных с проведением досуга. На основе проведенных исследований даны рекомендации по развитию медицинского туризма в Республике Беларусь, прежде всего посредством формирования единой маркетинговой стратегии для продвижения медицинского туризма при непосредственном государственном участии.
Библиографические ссылки
Bеland, D. Medical tourism and national health care systems: an institutionalist research agenda / D. Béland, A. Zarzeczny // Globalization and Health. – 2018. – URL: https://globalizationandhealth.biomedcentral.com/counter/pdf/10.1186/s12992-018-0387-0.pdf (date of access: 17.02.2025).
Johnston, R. Policy implications of medical tourism development in destination countries: revisiting and revising an existing framework by examining the case of Jamaica / R. Johnston, V. A. Crooks, M. Ormond // Globalization and Health. – 2015. – URL: https://globalizationandhealth.biomedcentral.com/track/pdf/10.1186/s12992-015-0113-0 (date of access: 17.02.2025).
Ефимов, С. А. Лечебно-оздоровительный, лечебный и оздоровительный туризм: уточняем понятийно-терминологический аппарат / С. А. Ефимов, А. С. Ефимова // Вестник физиотерапии и курортологии. – 2017. – № 4. – С. 155–160.
Иванов, В. Д. Специальные виды туризма: лечебный туризм / В. Д. Иванов, О. В. Марандыкина. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsialnye-vidy-turizma-lechebnyy-turizm (дата обращения: 21.08.2024).
Савельева, Н. А. Медицинский туризм: вопросы терминологии / Н. А. Савельева, Р. В. Колесникова. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-aspekty-meditsinskogo-turizma (дата обращения: 21.08.2024).
Соколов, А. С. Теоретико-методологические аспекты медицинского туризма / А. С. Соколов, Н. П. Манько, В. Г. Гуляев. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-metodologicheskie-aspekty-meditsinskogo-turizma (дата обращения: 18.06.2024).
Гаврилик, А. А. Социально-маркетинговые исследования для поиска путей повышения экспорта медицинских услуг / А. А. Гаврилик // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. – 2020. – № 2. – С. 68–71.
Калистратов, Д. В. Экспорт медицинских услуг: отечественный опыт и мировые тренды / Д. В. Калистратов, О. А. Кульпанова, М. В. Щавелева. – URL: https://rnpcmt.by/files/00106/obj/110/72173/doc/1_Probl_3_23-29.pdf (дата обращения: 18.02.2025).
Максименюк, В. В. Правовая характеристика и соотношение лечебно-оздоровительного и медицинского видов туризма / В. В. Максименюк. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovaya-harakteristika-i-sootnoshenie-lechebno-ozdorovitelnogo-i-meditsinskogo-vidov-turizma-v-respublike-belarus (дата обращения: 18.02.2025).
Милашевич, Е. А. Выявление перспективных направлений специализации Республики Беларусь на мировом рынке медицинских услуг / Е. А. Милашевич. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vyyavlenie-perspektivnyh-napravleniy-spetsializatsii-respubliki-belarus-na-mirovom-rynke-meditsinskih-uslug (дата обращения: 18.02.2025).
Внешняя торговля услугами // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – URL: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/vneshnyaya-torgovlya/vneshnyaya-torgovlya-uslugami (дата обращения: 18.02.2025).
Анализ размера и доли рынка медицинского туризма - тенденции роста и прогнозы (2024–2029 гг.). – URL:
https://www.mordorintelligence.com/ru/industry-reports/medical-tourism-market (дата обращения: 18.02.2025).
На лечение в Корею: зачем, как и сколько стоит // Health travel. – Алматы, 2016. – URL: https://health-travel.kz/na-lechenie-v-koreyu-zachem-kak-i-skolko-stoit/?ysclid=ldcmdtcnv1519931820 (дата обращения: 18.06.2024).
Health&Wealfh Expo–2023. – URL: www.nationtv.tv/pr-news/lifestyle/378937007#google_vignette (дата обращения: 18.06.2024).
Medical Tourism: Travel to Another Country for Medical Care // Centers for Disease Control and Prevention. – URL: wwwnc.cdc.gov/travel/page/medical-tourism# (дата обращения: 21.04.2024).
Медикал Korea. – URL: www.medicalkorea.or.kr/ru/medicalkorea (дата обращения: 21.04.2024).
VALENIA HEALTH SERVICES. – URL: https://valeniahs.com/en (date of access: 21.08.2024).
Цветкова, А. Б. Влияние репутации медицинского учреждения на выбор потребителя / А. Б. Цветкова, А. В. Шишкин // Российское предпринимательство. – 2018. – № 11. – С. 3381–3390.
Бунько, С. А. Личный бренд врача как фактор повышения привлекательности медицинского учреждения / С. А. Бунько, Е. А. Дворак // Science and innovation. – 2024. – URL: https://ilmiyanjumanlar.uz/uploads/conferences/0026/4.8%20Bunko%20S.pdf (дата обращения: 21.04.2024).
Бунько, С. А. Исследование целей и эффективности создания личного бренда врача в среде Интернет / С. А. Бунько, Е. А. Дворак // Актуальные проблемы современных экономических систем – 2024 : сборник научных трудов / Министерство образования Республики Беларусь, Брестский государственный технический университет ; редкол.: А. Г. Проровский [и др.]. – Брест, 2024. – С. 43–46.
Зазерская, В. В. Факторы устойчивого экономического роста в условиях цифровой экономики / В. В. Зазерская // Вестник Брестского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2020. – № 3. – С. 27–29.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы предоставляют материалы на условиях лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. Пользователи не вправе препятствовать другим лицам выполнять действия, разрешенные лицензией.