ФОРСАЙТ-СЕССИИ: ИССЛЕДОВАНИЯ, МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ, ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
DOI:
https://doi.org/10.36773/1818-1112-2025-136-1-203-210Ключевые слова:
форсайт, форсайт-сессия, технологии стратегического управления, методология м практика форсайтаАннотация
В статье приводится обоснование важности проведения форсайт-сессий в сфере подготовки будущих специалистов, осуществляющих свою деятельность в области развития маркетинга и инноваций. Форсайт-сессия представляет собой метод прогнозирования и планирования будущего, основанный на коллективном обсуждении и анализе различных сценариев развития событий. В ходе форсайт-сессии участники генерируют идеи, обсуждают возможные риски и перспективы, а также разрабатывают стратегии действий для достижения поставленных целей.
Посредством полевого исследования сделан вывод о необходимости осуществления форсайта как постоянного процесса, сопровождающего движение компании в неопределенное будущее, наряду с этим выявлена недостаточность инструментария для его практического применения. С целью формирования и закрепления стратегических компетенций студентов, а также последующего совершенствования методологии исследования и реализации форсайта, в статье описываются результаты апробирования методики проведения форсайт-сессии при работе проектных команд в рамках научного мероприятия в учреждении высшего образования.
Форсайт-сессия позволила студентам получить навыки прогнозирования и планирования, которые будут полезны в их будущей профессиональной деятельности, чтобы лучше понимать тенденции развития рынка и его ключевых потребностей.
Апробация методики проведения форсайт-сессии показала следующие результаты: студенты активно участвовали в обсуждении и генерировали новые идеи; получили практические навыки прогнозирования и планирования перспективной маркетинговой деятельности; повысили мотивацию к изучению тенденций развития рынка и потребностей клиентов; научились работать в команде, слушать и слышать друг друга, находить компромиссы и принимать решения на основе консенсуса; активизировали коммуникативные навыки, поскольку были вынуждены общаться друг с другом, чтобы достичь поставленных целей.
Библиографические ссылки
Зацепина, Е. В. Конкурентоспособность и экологические аспекты управления маркетингом организации / Е. В. Зацепина // Эколого-экономические и организационно-управленческие аспекты в решении задач оптимального функционирования водохозяйственных систем : монография / А. А. Волчек, Ан. А. Волчек, Н. В. Дорогокупец [и др.]. – М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2021. – Раздел 5. – С. 125–150.
Зацепина, Е. В. Повышение конкурентоспособности Брестского региона / Е. В. Зацепина, Е. И. Кисель, Н. Г. Надеина // Актуальные проблемы современных экономических систем Брестского региона : монография / М-во образования Респ. Беларусь, Брест. гос. техн. ун-т ; А. Г. Проровский [и др.]. – Брест : БрГТУ, 2023. – С. 88–102.
Чуланова, О. Л. Форсайт-сессии как инновационный инструмент стратегического управления и работы проектных команд / О. Л. Чуланова // Материалы Афанасьевских чтений. – 2018. – №1 (22). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/forsayt-sessii-kak-innovatsionnyy-instrument-strategicheskogo-upravleniya-i-raboty-proektnyh-komand (дата обращения: 08.10.2024).
Zatsepina, E. V. Foresight: methodological and practical aspects = Форсайт: методологические и практические аспекты / E. V. Zatsepina, E. G. Churlei // Vestnik of Brest State Technical University. – 2023. – № 3 (132). – P. 93–98.
Innovations as sustainable competitive advantages in the digital economy: substantiation and forecasting / Khuta Gumba, S. Uvarova, S. Belyaeva, V. Vlasenko // XXII International Scientific Conference Energy Management of Municipal Facilities and Sustainable Energy Technologies (EMMFT-2020) : E3S Web of Conferences 244, 10011 (2021). – 2021. – Vol. 244. – DOI: 10.1051/e3sconf/202124410011.
Фролова, Л. Особенности форсайта / Л. Фролова. – URL: http://fb.ru/article/147529/forsayt---eto-novyiy-metod-postroeniya-buduschegoosobennosti-forsayta (дата обращения: 08.10.2024).
Зацепина, Е. В. Форсайт как инструмент обеспечения экономической безопасности / Е. В. Зацепина, Э. Г. Чурлей // Тенденции экономического развития в XXI веке : материалы VІ Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 25-летию экон. фак. БГУ, Минск, 28–29 февр. 2024 г. : в 2 ч. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: А. А. Королёва (гл. ред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2024. – Ч. 1. – С. 644–646.
Зацепина, Е. В. Формирование системы управления стратегическим маркетингом про-изводственных организаций : дис. … канд. экон. наук : 08.00.05 / Е. В. Зацепина. – Минск, 2023. – 188 л.
Мирчук, М. В. Форсайт – инновационный инструмент моделирования будущего / М. В. Мирчук. – URL: https://sites.google.com/a/mosmetod.ru/forsajt-sessia-effektivnye-tehnologii-uspeha/home (дата обращения: 10.10.2024).
Van Der Duin Patrick. Foresight in Organizations: Methods and Tools / Patrick Van Der Duin. – 1st Edition. – New York : Routledge, 2016. – 268 p. – DOI: 10.4324/9781315728513.
Зацепина, Е. В. Стратегический маркетинг и управление человеческими ресурсами производственной организации / Е. В. Зацепина // Национальные экономические системы в контексте трансформации глобального экономического пространства : сборник науч. трудов / под общ. ред. З. О. Адамановой. – Симферополь : ИП Хотеева Л. В., 2024. – Вып. 10. – С. 230–233.
Vergragt, P. J. Backcasting for sustainability: Introduction to the special issue / P. J. Vergragt, J. Quist // Technological Forecasting & Social Change. – 2011. – № 78 (5). – P. 747–755. – DOI: 10.1016/j.techfore.2011.03.010.
Форсайт-сессия «Маркетинг будущего» / Официальный сайт Брестского государственного технического университета. – URL: https://www.bstu.by/news/109-universitet/1721-forsajt-sessiya-marketing-budushchego (дата обращения: 11.10.2024).
Чурлей, Э. Г. Формирование системы информационно-аналитического обеспечения маркетингового анализа на предприятии / Э. Г. Чурлей // Журнал Белорусского государственного университета. Экономика = Journal of the Belarusian State University. Economics. – 2022. – № 2. – С. 64–80.
Епифанова, Н. Ш. От форсайт-исследований к форсайт-организациям / Н. Ш. Епифанова // Russian Journal of Economics and Law. – 2011. – № 4. – С. 143–147.
Зацепина, Е. В. Методика сканирования горизонтов управления стратегической конкурентоспособностью организации / Е. В. Зацепина // Актуальные проблемы современных экономических систем – 2023 : сборник научных трудов / М-во образования Респ. Беларусь, Брест. гос. техн. ун-т ; редкол.: А. Г. Проровский [и др.]. – Брест : БрГТУ, 2023. – С. 72–78.
Facing the future: Scanning, synthesizing and sense-making in horizon scanning / Totti Könnölä, Ahti Salo, Cristiano Cagnin [et al.] // Science and Public Policy. – 2012. – Vol. 39, iss. 2. – P. 222–231. – DOI: 10.1093/scipol/scs021.
Бушуева, И. П. Разработка карты HR-трендов и технологий / И. П. Бушуева, Е. А. Андреева, А. Д. Крюкова // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2021. – № 2. – С. 46–50.
Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг, В. Вонг, Д. Сондерс. – 5-е изд. – М. : Вильямс, 2015. – 752 с.
Borden, N. The Concept of the Marketing Mix / N. Borden // Strategic Management Journal. – 1990. – № 11. – P. 71–84.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы предоставляют материалы на условиях лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. Пользователи не вправе препятствовать другим лицам выполнять действия, разрешенные лицензией.