РОЛЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ АГЕНТСКИХ КОМПАНИЙ НА РЫНКЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНСАЛТИНГА

Авторы

DOI:

https://doi.org/10.36773/1818-1112-2025-136-1-241-245

Ключевые слова:

образовательный консалтинг, сервисная модель образовательного консалтинга, образовательный агент, иностранные студенты, асимметрия информации, кодексы деловой этики, маркетинговые стратегии, деловая репутация

Аннотация

Изучены тенденции развития рынка международного образовательного консалтинга и всесторонне проанализирована роль образовательных агентов в функционировании исследуемого рынка. Показана деятельность образовательных агентов с точки зрения модели оказания услуг на рынке. Описаны основные субъекты, предлагающие услуги на рынке международных консалтинговых услуг по обучению за рубежом, типы образовательных агентов с позиций особенностей взаимодействия с учреждениями образования и оплаты услуг (агента, нанимаемые конкретным учебным заведением, и независимые консалтинговые компании). Выявлена роль образовательных агентов во взаимодействии с потребителями услуг, образовательными учреждениями, особо подчеркивается значение образовательных агентов по формированию социального капитала. Проанализировано влияние изменений спроса на рыночные стратегии образовательных агентов, которые на современном этапе включают расширение географической специализации, рост транснациональных образовательных организаций, расширение спектра оказываемых услуг, изменение бизнес-моделей на основе использования современных технологий и образовательных платформ и др. Охарактеризованы практики регулирования деятельности образовательных агентов, показаны субъекты регулирования с акцентом на роли профессиональных ассоциаций в сфере консалтинга и оказания услуг. Особо выделены возможные лучшие практики и первоочередные меры регулирования деятельности образовательных агентов, которые могут быть рекомендованы к применению на развивающихся рынках. Они, в частности, включают проактивное использование потребительских отзывов в маркетинговых стратегиях субъектов рынка, использование этических кодексов, установление входных рыночных барьеров, разработку политик по работе с образовательными агентами как отдельными образовательными организациями, так и их ассоциациями.

Полученные результаты могут быть использованы для формирования маркетинговых стратегий образовательных учреждений и образовательных агентов на рынке международного образовательного консалтинга и рекрутинга.

Биографии авторов

Гао Юань, Белорусский государственный университет

Магистрант, Белорусский государственный университет, Минск, Республика Беларусь.

Юй Байнин, Белорусский государственный университет

Магистрант, Белорусский государственный университет, Минск, Республика Беларусь.

Оксана Николаевна Ерофеева, Белорусский государственный университет

Кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры международного менеджмента, Белорусский государственный университет, Минск, Беларусь.

Михаил Николаевич Гурнович, УО «Белорусский государственный аграрный технический университет»

Начальник отдела международных связей, УО «Белорусский государственный аграрный технический университет», Минск, Беларусь.

Библиографические ссылки

UNESCO database : UNESCO. – URL: https://databrowser.uis.unesco.org/browser/EDUCATION/UIS-EducationOPRI (date of access: 19.02.2025).

Sklarow, M. H. Educational Consulting: Justification to Partnership / M. Sklarow // Journal of College Admission. – 2012. – P. 69. – URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ992743.pdf (date of access: 19.02.2025).

Hagedorn, L. S. The use of agents in recruiting Chinese undergraduates / L. Hagedorn, L. Zhang // Journal of Studies in International Education. – 2011. – Vol. 15(2). – P. 186–202.

Nikula, P.T. Hiring education agents for international student recruitment / P. Nikula, J. Kivistö // Perspectives from agency theory. Higher Education Policy. – 2018. – Vol. 31. – P. 535–557. – DOI: 10.1057/s41307-017-0070-8.

Современные виды консалтинга в системе управления образовательной организацией / И. Коршунов, Г. Чахоян, А. Тюнин, Е. Ляховецкая // Образование и наука. – 2021. – Т. 23, № 1. – С. 73–101.

Kenneth, H.C. Higher education under market forces how the "transnational shadow education" industry emerged and persisted to help Taiwanese students to study in the U.S / H. С. Kenneth / Legacy Theses & Dissertations (2009–2024) // State University of New York at Albany. – 2021. – URL: https://scholarsarchive.library.albany.edu/legacy-etd/2652 (date of access: 19.02.2025).

Yang, Y. The Effect of the Wide Use of Education Agents in International Student Recruitment on the International Higher Education Sector / Y. Yang // Boston College, Center for International Higher Education. – 2023. – No. 22. – P. 10–13. – URL: https://research.manchester.ac.uk/files/280983711/Perspectives_22_WES_CIHE_Summer_2023.pdf (date of access: 19.02.2025).

Nikula, P. T. Student Recruitment Agents in International Higher Education: A Multi-Stakeholder Perspective on Challenges and Best Practices / P. Nikula, V. Raimo, E. West. – New York : Routlege, 2023. – 286 p.

Акулич, И. Л. Тенденции развития рынка образовательных услуг в Республике Беларусь / И. Л. Акулич, М. А. Скерсь // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2020. – № 3. – C. 32–39.

Бисенова, С. В. Использование опыта зарубежного консалтинга в Национальной инновационной системе РФ / С. В. Бисенова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2013. – Т. 6, № 2 – С. 51–60. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-opyta-zarubezhnogo-konsaltinga-v-natsionalnoy-innovatsionnoy-sisteme-rf (date of access: 19.02.2025).

Hryshchenko, N. V. Formation and structuring of the global market of consulting services: autoref. thesis Ph.D. economy Sciences: 08.00.02; Kyiv National economy University named after Vadym Hetman / N. V. Hryshchenko. – Kyiv, 2014. – 28 p.

Василенко, Н. В. Консалтинг в образовании : учебное пособие / Н. В. Василенко – Санкт-Петербург : КультИнформПресс, 2011. – 274 с. – URL: https://znanium.com/catalog/product/463073 (date of access: 19.02.2025).

Саханский, Н. Б. Основные виды консультационной деятельности в сфере образования / Н. Саханский // Управление образованием: теория и практика. – 2014. – № 3 (15) – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-vidy-konsultatsionnoy-deyatelnosti-v-sfere- obrazovaniya (date of access: 19.02.2025).

Kenneth, H. C. Education Consultants' Work and International Education: An Examination of the Technical and Emotional Dimensions / H. Kenneth // Student Recruitment Agents in International Higher Education. Routledge. – London : Routledge, 2023. – P. 54–67.

Education agents poised to play a greater role in international student recruitment https with Education Agents : ICEF Monitor. 2021. – URL: https://monitor.icef.com/2021/11/education-agents-poised-to-play-agreater-role-in-%20international-student-recruitment (date of access: 19.02.2025).

Tian, J. The role of education consulting in the internationalization of higher education. 2017 / J. Tian // The University of British Columbia. – URL: https://open.library.ubc.ca/soa/cIRcle/collections/graduateresearch/42591/items/1.0355747 (date of access: 19.02.2025).

Coffey, R. N. The role of education agents in Canada's education systems / R. Coffey, L. Perry // Council of Ministers of Education, Canada. Ottawa, Ontario. – 2014. – URL: https://coilink.org/20.500.12592/8h7f5p (date of access: 19.02.2025).

Burt, R.S.. Brokerage and Closure. An Introduction to Social Capital / R.S. Burt. – New York : Oxford University Press, 2005. – 279 p.

Canals, A. Social capital in online environments: Effects of social structure on academic performance in an online university / A. Canals, J. Cobarsí-Morales, E. Ortoll // Online Learning. – 2025. – Vol. 29 (1). – P. 238–265.

INTO Global Agent Survey 2024 : INTO. – URL: https://www.intoglobal.com/media/0vtmkjwd/education-agent-survey-report-2024.pdf (date of access: 19.02.2025).

Загрузки

Опубликован

2025-03-17

Как цитировать

(1)
Юань, Г.; Байнин, Ю.; Ерофеева, О. Н.; Гурнович, М. Н. РОЛЬ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ АГЕНТСКИХ КОМПАНИЙ НА РЫНКЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНСАЛТИНГА. Вестник БрГТУ 2025, 241-245.