ОПЫТ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ ОБУЧЕНИЯ ИНЖЕНЕРНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ
DOI:
https://doi.org/10.36773/1818-1112-2025-136-1-90-95Ключевые слова:
автоматизация, информационные технологии, обучение, технические дисциплины, модуль, модульные инструкции, подсистема, модельАннотация
Предмет рассмотрения – процессы обучения инженерным дисциплинам в части их компьютерной поддержки, согласованной с методами преподавания, требованиями обучения в вузе. Представлен опыт системного учета особенностей преподавания, тенденций значимости самостоятельной работы, актуальности удаленных форм образования посредством комплексирования принципов модульного обучения и возможностей информационных технологий. Подход к автоматизации рассмотрен применительно к дисциплинам цикла моделирования систем, которые аккумулируют черты технических предметов: характеризуются формализацией, работой с абстрактными системами, моделями; обладают практической направленностью; предполагают использование программных инструментов и т. д. Обучение моделированию является непрерывным, продолжительным процессом, требует соответствующей подготовки учебного материала и автоматизации трудоемких этапов.
Для обеспечения целостности обучения выделено ядро предмета – “объединяющий” модуль “Моделирование систем на базе сетей с очередями”, который: интегрирует знания, получаемые в рамках дисциплины; специализирует их для применения в сфере оценки характеристик объектов; позволяет применить навыки не только фрагментарно, но и ко всему циклу моделирования.
Для поддержки наиболее трудоемких в “ручном” исполнении процессов обучения, контроля и оценки результатов модуль оснащен комплексом программно-информационных средств. Он включает подсистемы построения сетевых и модельных спецификаций, подсистему аттестации (тестирования) моделей, базу данных учебных заданий и др. Комплекс обеспечивает: получение объектов моделирования (уникальных вариантов описаний учебных систем, отвечающих заданным требованиями к их сложности и режиму функционирования); генерацию необходимых для аттестации моделей наборов тестовых данных; построение кодов имитационных моделей систем на входном языке стандартной системы моделирования; проведение аттестации моделей.
Это обеспечивает системный подход к обучению, так как задание на разработку моделей согласуется с его результатами, а сами процессы моделирования имитируются от этапа обследования системы до оценки адекватности моделей, прогнозирования характеристик систем. Комплекс может быть развернут в десктопном варианте, в том числе в составе локальной сети либо как веб-приложение с доступом через стандартный браузер.
Библиографические ссылки
Дударев, Ф. Ф. Симуляторы и тренажеры в профессиональном образовании: педагогические и технологические аспекты / Ф. Ф. Дударев, О. В. Максименков // Вопросы образования. – 2020. – № 3. – С. 255–270.
Агапитова, О. В. Автоматизированные системы обучения в машиностроении / О. В. Агапитова, Г. Б. Захарова // Весенние дни науки: сборник докладов Междунар. конф., Екатеринбург, 22–24 апреля 2021 г. – Екатеринбург, УрФУ, 2021. – C. 565–569.
Trevor, H. The Trouble with Higher Education: A Critical Examination of our Universities / H. Trevor, P. Smith. – Abingdon, Routledge, 2010. – 168 p.
UNESCO ICT Competency framework for teachers (version 2.0). – 2011. – URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000213475 (date of access: 23.02.2025).
Entwistle, N. Conceptions of Learning and Knowledge in Higher Education: Relationships with Study Behavior and Influences of Learning Environments / N. Entwistle, E. Peterson // International Journal of Educational Research. – 2005. – Vol. 41. – P. 407–428.
Компьютерное моделирование. Курс лекций. – 2016. – URL: https://intuit.ru/studies/courses/643/499/info (дата обращения: 27.01.2025).
Введение в математическое моделирование. Курс лекций. – 2016. – URL: https://intuit.ru/studies/courses/2260/156/info (дата обращения: 27.01.2025).
Лозинская, А. М. Модульно-рейтинговая технология обучения физике: учеб.-метод. пособие / А. М. Лозинская, Т. Н. Шамало. – Екатеринбург : Уральский гос. педаг. ун-т, 2014. – 162 с.
Методологические основы системы модульного формирования содержания образовательных программ и совместимой с международной системой классификации учебных модулей. – URL: https://orensau.ru/ru/prochiedokumenty/doc_view/306.Teaching at University (дата обращения: 27.01.2025).
Sejpal, K. Modular Method of teaching / Kandarp Sejpal // International Journal for Research in Education. – 2015. – URL: https://ru.scribd.com/document/152646661/29-169-171-Dr-Kandarp-Sejpal (date of access: 27.01.2025).
Sadiq, S. Effectiveness of Modular Approach in Teaching at University Level / Sadia Sadiq // Journal of Education and Practice. – 2014. – URL: https://www.iiste.org/Journals/index.php/JEP/article/download/13916/14068 (date of access: 27.01.2025).
Guido, R. Evaluation of a Modular Teaching Approach in Materials Science and Engineering / R. Guido // American Journal of Educational Research. – 2014. – URL: http://pubs.sciepub.com/education/2/11/20 (date of access: 27.01.2025).
Ritchey, T. Outline for a Morphology of Modeling Methods Contribution to a General Theory of Modeling / Tom Ritchey // Acta Morphologica Generalis. – 2012. – Vol. 1, Iss. 1. – P. 1–20.
Curry, G. Manufacturing Systems Modeling and Analysis / L. G. Curry, R. M. Feldman // Springer-Verlag. – Berlin, 2011. – 338 p.
Введение в анализ, синтез и моделирование систем. Курс лекций. – 2016. – URL: https://intuit.ru/studies/courses/83/83/info (дата обращения: 27.01.2025).
Алиев, Т. И. Основы моделирования дискретных систем / Т. И. Алиев. – СПб. : СПбГУ ИТМО, 2009. – 363 с.
Константинов, Е. В. Применение имитационного моделирования в учебном процессе транспортного ВУЗа / Е. В. Константинов, В. С. Тимченко // Интернет-журнал «Мир науки». – 2015. – № 3. – URL: http://mir-nauki.com/PDF/42PDMN315.pdf (дата обращения: 27.01.2025).
Ståhl, I. Teaching simulation to business students’ summary of 30 years’ experience / Ingolf Ståhl // Proceedings of the 2007 Winter Simulation Conference, New York: ACM. – 2007. – P. 2327–2335.
Майоров, С. А. Основы теории вычислительных систем: учеб. пособие для вузов / С. А. Майоров, Г. И. Новиков, Т. И. Алиев [и др.]. – М. : Высш. школа, 1978. – 408 с.
Муравьев, Г. Л. Алгоритмы порождения архитектур стохастических сетей с заданными характеристиками / Г. Л. Муравьев, А. Н. Никонюк, В. И. Хвещук // Вестник Брестского государственного технического университета. Серия : Физика, математика, информатика. – 2012. – № 5 (77). – С. 34–37.
Муравьев, Г. Л. Разработка генератора GPSS-кодов имитационных моделей / Г. Л. Муравьев, К. И. Медведский // Инновационные технологии обучения физико-математическим и профессионально-техническим дисциплинам: материалы VII Междунар. науч.-практ. интернет-конф., Мозырь, 24–27 марта 2015. – С. 216–217.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы предоставляют материалы на условиях лицензии CC BY-NC 4.0. Эта лицензия позволяет неограниченному кругу лиц копировать и распространять материал на любом носителе и в любом формате, но с обязательным указанием авторства и только в некоммерческих целях. Пользователи не вправе препятствовать другим лицам выполнять действия, разрешенные лицензией.