ОПЫТ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ ОБУЧЕНИЯ ИНЖЕНЕРНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

Авторы

  • Геннадий Леонидович Муравьев УО «Брестский государственный технический университет»
  • Юрий Борисович Крапивин УО «Брестский государственный технический университет»
  • Юрий Викторович Савицкий УО «Брестский государственный технический университет»
  • Владимир Иванович Хвещук УО «Брестский государственный технический университет»

DOI:

https://doi.org/10.36773/1818-1112-2025-136-1-90-95

Ключевые слова:

автоматизация, информационные технологии, обучение, технические дисциплины, модуль, модульные инструкции, подсистема, модель

Аннотация

Предмет рассмотрения – процессы обучения инженерным дисциплинам в части их компьютерной поддержки, согласованной с методами преподавания, требованиями обучения в вузе. Представлен опыт системного учета особенностей преподавания, тенденций значимости самостоятельной работы, актуальности удаленных форм образования посредством комплексирования принципов модульного обучения и возможностей информационных технологий. Подход к автоматизации рассмотрен применительно к дисциплинам цикла моделирования систем, которые аккумулируют черты технических предметов: характеризуются формализацией, работой с абстрактными системами, моделями; обладают практической направленностью; предполагают использование программных инструментов и т. д. Обучение моделированию является непрерывным, продолжительным процессом, требует соответствующей подготовки учебного материала и автоматизации трудоемких этапов.

Для обеспечения целостности обучения выделено ядро предмета – “объединяющий” модуль “Моделирование систем на базе сетей с очередями”, который: интегрирует знания, получаемые в рамках дисциплины; специализирует их для применения в сфере оценки характеристик объектов; позволяет применить навыки не только фрагментарно, но и ко всему циклу моделирования.

Для поддержки наиболее трудоемких в “ручном” исполнении процессов обучения, контроля и оценки результатов модуль оснащен комплексом программно-информационных средств. Он включает подсистемы построения сетевых и модельных спецификаций, подсистему аттестации (тестирования) моделей, базу данных учебных заданий и др. Комплекс  обеспечивает: получение объектов моделирования (уникальных вариантов описаний учебных систем, отвечающих заданным требованиями к их сложности и режиму функционирования); генерацию необходимых для аттестации моделей наборов тестовых данных; построение кодов имитационных моделей систем на входном языке стандартной системы моделирования; проведение аттестации моделей.

Это обеспечивает системный подход к обучению, так как задание на разработку моделей согласуется с его результатами, а сами процессы моделирования имитируются от этапа обследования системы до оценки адекватности моделей, прогнозирования характеристик систем. Комплекс может быть развернут в десктопном варианте, в том числе в составе локальной сети либо как веб-приложение с доступом через стандартный браузер.

Биографии авторов

Геннадий Леонидович Муравьев, УО «Брестский государственный технический университет»

Кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры интеллектуальных информационных технологий УО «Брестский государственный технический университет», Брест, Беларусь.

Юрий Борисович Крапивин, УО «Брестский государственный технический университет»

Кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры интеллектуальных информационных технологий УО «Брестский государственный технический университет», Брест, Беларусь.

Юрий Викторович Савицкий, УО «Брестский государственный технический университет»

Кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры интеллектуальных информационных технологий УО «Брестский государственный технический университет», Брест, Беларусь.

Владимир Иванович Хвещук, УО «Брестский государственный технический университет»

Кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры интеллектуальных информационных технологий УО «Брестский государственный технический университет», Брест, Беларусь.

Библиографические ссылки

Дударев, Ф. Ф. Симуляторы и тренажеры в профессиональном образовании: педагогические и технологические аспекты / Ф. Ф. Дударев, О. В. Максименков // Вопросы образования. – 2020. – № 3. – С. 255–270.

Агапитова, О. В. Автоматизированные системы обучения в машиностроении / О. В. Агапитова, Г. Б. Захарова // Весенние дни науки: сборник докладов Междунар. конф., Екатеринбург, 22–24 апреля 2021 г. – Екатеринбург, УрФУ, 2021. – C. 565–569.

Trevor, H. The Trouble with Higher Education: A Critical Examination of our Universities / H. Trevor, P. Smith. – Abingdon, Routledge, 2010. – 168 p.

UNESCO ICT Competency framework for teachers (version 2.0). – 2011. – URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000213475 (date of access: 23.02.2025).

Entwistle, N. Conceptions of Learning and Knowledge in Higher Education: Relationships with Study Behavior and Influences of Learning Environments / N. Entwistle, E. Peterson // International Journal of Educational Research. – 2005. – Vol. 41. – P. 407–428.

Компьютерное моделирование. Курс лекций. – 2016. – URL: https://intuit.ru/studies/courses/643/499/info (дата обращения: 27.01.2025).

Введение в математическое моделирование. Курс лекций. – 2016. – URL: https://intuit.ru/studies/courses/2260/156/info (дата обращения: 27.01.2025).

Лозинская, А. М. Модульно-рейтинговая технология обучения физике: учеб.-метод. пособие / А. М. Лозинская, Т. Н. Шамало. – Екатеринбург : Уральский гос. педаг. ун-т, 2014. – 162 с.

Методологические основы системы модульного формирования содержания образовательных программ и совместимой с международной системой классификации учебных модулей. – URL: https://orensau.ru/ru/prochiedokumenty/doc_view/306.Teaching at University (дата обращения: 27.01.2025).

Sejpal, K. Modular Method of teaching / Kandarp Sejpal // International Journal for Research in Education. – 2015. – URL: https://ru.scribd.com/document/152646661/29-169-171-Dr-Kandarp-Sejpal (date of access: 27.01.2025).

Sadiq, S. Effectiveness of Modular Approach in Teaching at University Level / Sadia Sadiq // Journal of Education and Practice. – 2014. – URL: https://www.iiste.org/Journals/index.php/JEP/article/download/13916/14068 (date of access: 27.01.2025).

Guido, R. Evaluation of a Modular Teaching Approach in Materials Science and Engineering / R. Guido // American Journal of Educational Research. – 2014. – URL: http://pubs.sciepub.com/education/2/11/20 (date of access: 27.01.2025).

Ritchey, T. Outline for a Morphology of Modeling Methods Contribution to a General Theory of Modeling / Tom Ritchey // Acta Morphologica Generalis. – 2012. – Vol. 1, Iss. 1. – P. 1–20.

Curry, G. Manufacturing Systems Modeling and Analysis / L. G. Curry, R. M. Feldman // Springer-Verlag. – Berlin, 2011. – 338 p.

Введение в анализ, синтез и моделирование систем. Курс лекций. – 2016. – URL: https://intuit.ru/studies/courses/83/83/info (дата обращения: 27.01.2025).

Алиев, Т. И. Основы моделирования дискретных систем / Т. И. Алиев. – СПб. : СПбГУ ИТМО, 2009. – 363 с.

Константинов, Е. В. Применение имитационного моделирования в учебном процессе транспортного ВУЗа / Е. В. Константинов, В. С. Тимченко // Интернет-журнал «Мир науки». – 2015. – № 3. – URL: http://mir-nauki.com/PDF/42PDMN315.pdf (дата обращения: 27.01.2025).

Ståhl, I. Teaching simulation to business students’ summary of 30 years’ experience / Ingolf Ståhl // Proceedings of the 2007 Winter Simulation Conference, New York: ACM. – 2007. – P. 2327–2335.

Майоров, С. А. Основы теории вычислительных систем: учеб. пособие для вузов / С. А. Майоров, Г. И. Новиков, Т. И. Алиев [и др.]. – М. : Высш. школа, 1978. – 408 с.

Муравьев, Г. Л. Алгоритмы порождения архитектур стохастических сетей с заданными характеристиками / Г. Л. Муравьев, А. Н. Никонюк, В. И. Хвещук // Вестник Брестского государственного технического университета. Серия : Физика, математика, информатика. – 2012. – № 5 (77). – С. 34–37.

Муравьев, Г. Л. Разработка генератора GPSS-кодов имитационных моделей / Г. Л. Муравьев, К. И. Медведский // Инновационные технологии обучения физико-математическим и профессионально-техническим дисциплинам: материалы VII Междунар. науч.-практ. интернет-конф., Мозырь, 24–27 марта 2015. – С. 216–217.

Загрузки

Опубликован

2025-03-17

Как цитировать

(1)
Муравьев, Г. Л.; Крапивин, Ю. Б.; Савицкий, Ю. В.; Хвещук, В. И. ОПЫТ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССОВ ОБУЧЕНИЯ ИНЖЕНЕРНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ. Вестник БрГТУ 2025, 90-95.