РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТОВ В ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ: ОПЫТ БЕЛАРУСИ И КЫРГЫЗСТАНА

Авторы

  • Дарья Владимировна Станкевич УО «Брестский государственный технический университет»
  • Анна Игорьевна Крамаренко НОУ УНПК «Международный университет Кыргызстана»

DOI:

https://doi.org/10.36773/1818-1112-2025-136-1-225-230

Ключевые слова:

цифровая трансформация, университеты, образование, инновации, исследовательская деятельность, стартапы, сотрудничество

Аннотация

Цифровая трансформация экономики стала неотъемлемой частью современного бизнеса, требующего адаптивности и готовности к изменениям. В данной статье рассматривается роль университетов как ключевых игроков в этом процессе, подчеркиваются основные направления влияния университетов на цифровую трансформацию: подготовка квалифицированных кадров, исследовательская деятельность, сотрудничество с бизнесом и поддержка стартапов. Целью исследования является изучение теоретических основ цифровизации экономики, места учреждений высшего образования в реализации процессов цифровой трансформации, а также анализ практического опыта участия университетов в разработке подходов и мероприятий по ускорению и повышению эффективности процессов трансформации. Достижение поставленной цели предполагает использование нескольких методов исследования. Теоретические аспекты рассматриваемой темы раскрыты и обобщены благодаря анализу литературных источников отечественных и зарубежных авторов. В ходе теоретического анализа рассмотрены понятия цифровой экономики, обозначена необходимость подготовки высококвалифицированных кадров для решения задач цифровой экономики, важная функция при этом возложена на университеты. Университет рассматривается не только как место подготовки кадров и получения компетенций, но и как интеллектуальный центр, работающий по принципу сетевого взаимодействия. Выявлено, что не все высшие учебные заведения имеют необходимую базу для подготовки специалистов по актуальным направлениям. В этой связи предложены шаги, направленные на интеграцию цифровых технологий в образовательные процессы и исследовательскую деятельность для удовлетворения потребности в высококвалифицированных кадрах для цифровой экономики. Практическая сторона исследуемой темы представлена анализом работы конкретных высших учебных заведений (метод кейс-стади).

Биографии авторов

Дарья Владимировна Станкевич, УО «Брестский государственный технический университет»

Кандидат экономических наук, заместитель декана экономического факультета по идеологической и воспитательной работе, УО «Брестский государственный технический университет», Брест, Беларусь.

Анна Игорьевна Крамаренко, НОУ УНПК «Международный университет Кыргызстана»

Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Маркетинг», НОУ УНПК «Международный университет Кыргызстана», Бишкек, Кыргызская Республика.

Библиографические ссылки

Проблемные задачи цифровизации системы высшего образования Кыргызстана / Б. И. Бийбосунов, Ж. Т. Бексултанов, К. М. Юсупов, Ж. Жумалиева // Colloquium-journal. – 2020. – № 6 (58). – С. 126–129.

Брестский государственный технический университет : [сайт]. – URL: https://www.bstu.by (дата обращения 10.03.2025).

Валеева, Г. В. Роль и перспективы развития университета в современном цифровом обществе / Г. В. Валеева // Общество: философия, история, культура. – 2023. – № 3. – С. 56–60.

Вертакова, Ю. В. Роль университетов в процессах цифровой трансформации экономики / Ю. В. Вертакова // Экономика и управление. – 2018. – № 7 (153). – С. 54–64.

Гайнанов, Д. А. Приоритеты кадрового обеспечения цифровой экономики / Д. А. Гайнанов, А. Ю. Климентьев // Креативная экономика. – 2018. – № 12. – С. 1963–1976.

Государственная программа «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы // Министерство связи и информатизации Республики Беларусь. – URL: https://www.mpt.gov.by/ru/gosudarstvennaya-programma-cifrovoe-razvitie-belarusi-na-2021-2025-gody (дата обращения 10.03.2025).

Давыдова, Т. Е. Региональные университеты в цифровой экономике: уникальность или стандартизация? / Т. Е. Давыдова // Организатор производства. – 2018. – № 29 (1). – С. 90–105.

Европейская комиссия. План действий по цифровому образованию 2021–2027 // Европейское образовательное пространство. – URL: https://education.ec.europa.eu/focus-topics/digital-education/action-plan (дата обращения 10.03.2025).

Касперович, С. А. Формирование новой модели современного инженерного образования. Кейс Брестского государственного технического университета / С. А. Касперович, Н. С. Клишевич, Е. В. Шарапа // Вышэйшая школа. – 2024. – № 3. – С. 7–12.

Кенеева, Д. М. Цифровизация университета: новый взгляд на образование / Д. М. Кенеева, П. Эшенкулов // Известия НАН Кыргызской Республики. – 2024. – № 3. – С. 34–37.

Концепция цифровой трансформации Кыргызской Республики на 2024–2028 годы / Официальный сайт Президента Кыргызской Республики. – URL: https://president.kg/ru (дата обращения 10.03.2025).

Ламзи, Р. М. Прорывные цифровые технологии в системе государственного администрирования / Р. М. Ламзи // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2020. – Т. 16, № 1. – С. 4–16.

Марджинсон, С. Высшее образование и цифровая эпоха / С. Марджинсон // Исследования в области высшего образования. – 2015. – № 40 (7). – С. 1154–1169.

Мырзабаева, Н. М. Модернизация системы образования в условиях цифровой трансформации / Н. М. Мырзабаева // УНПК «Международный Университет Кыргызстана». – 2020.

Найт, С. Будущее университетов / С. Найт // Журнал политики и управления высшим образованием. – 2018. – № 40 (2). – С. 134–148.

Образование в цифровом мире: развитие навыков и компетенций, готовых к будущему // Организация экономического сотрудничества и развития. – URL: https://www.oecd.org/en/about/projects/future-of-education-and-skills-2030.html (дата обращения 10.03.2025).

Петрова, А. К. Цифровая трансформация: кадровые подсистемы управления инновационным развитием промышленных предприятий / А. К. Петрова, Н. В. Лашманова // Инновации. – 2019. – № 8. – С. 81–87.

Программа развития образования в Кыргызской Республике на 2021–2040 гг. // Юрист. – URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=35868724 (дата обращения 10.03.2025).

Раимкулова, А. С. Цифровизация в сфере образования Кыргызстана как аспект сотрудничества государств – членов ЕАЭС / А. С. Раимкулова // Вестник экономики, права и социологии. – 2022. – № 3. – С. 211–213.

Embracing digital technology: A new strategic imperative / М. Fitzgerald, N. Kruschwitz, D. Bonnet [et al.]. – MIT Sloan Management Review. – 2014. – Vol. 55, Iss. 2. – P. 1–12.

Загрузки

Опубликован

2025-03-17

Как цитировать

(1)
Станкевич, Д. В.; Крамаренко, А. И. РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТОВ В ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ: ОПЫТ БЕЛАРУСИ И КЫРГЫЗСТАНА. Вестник БрГТУ 2025, 225-230.